Этот вопрос является банальным для профессионалов, но простые пользователи даже не все знают, что такое фокус-группа. Дело в том, что любой продукт должен пройти «тест-драйв» – его качество нельзя оценивать лишь через призму собственного «я» или только в собственном кругу общения. Конечно, при наличии солидного опыта работы, специалист иногда может сразу увидеть минусы и плюсы, но не каждый и не всегда. Нельзя додумывать за своих клиентов и делать поспешные выводы, полагаясь только на собственное чутье. Потому при адекватной оценке продукта фокус-группа может стать незаменимым помощником.
В то же время, у вашей собственной фокус-группы может «замаливаться глаз», опытные «фокусники» могут поддаваться настроению и не всегда отвечать объективно. Иногда полезно привлекать для исследования работы новых «оценщиков». Не стоит сотрудничать с людьми, которые не оправдывают ваше доверие или относятся к заданию несерьезно. Вам нужны люди, которые оперативно и без лишней помпы подойдут к выполнению поставленных задач.
Польза фокус-групп
Исследования в фокус-группах целесообразно проводить при выборе торговой марки, разработке логотипа и фирменного стиля компании, тестировании нового продукта и изучении предпочтений потребителей. Опросы выявляют плюсы и минусы продукта, помогают его улучшать и облегчают работу в направлении диджитал-маркетинга.
Цели фокус-групп:
• генерирование новых идей;
• беспристрастная оценка новых товаров и услуг;
• изучение целевой аудитории;
• анализ восприятия продукта со стороны различных категорий потребителей.
В отличие от классических социологических опросов, опросы в фокус-группах дают более полную информацию. Они позволяют проводить, наряду с количественным, глубокий качественный анализ, получать ответы не только на вопросы «кто» и «сколько», но и «как именно» и «почему». В фокус-группах люди не только отвечают на вопросы, но и могут вступать в дискуссии с другими участниками. В процессе непринужденного общения снимаются психологические барьеры, респонденты становятся более эмоциональными и откровенными.
Не скупитесь на оплату труда участников фокус-групп – любая работа должна иметь мотивацию и вознаграждение. Для того, чтобы тестирование прошло объективно и беспристрастно, задавайте четкие и понятные вопросы. Если вы занимаетесь разработкой сайта и тестируете дизайн, то привлекайте целевую аудиторию, для которых по сути и создается продукт. Нужно помнить, что главная задача фокус-группы – выявить недостатки и достоинства продукта перед запуском, а не потешить свое самолюбие или утвердить определенную точку зрения.